2017 год в МЧС России объявлен Годом гражданской обороны.

2017 год в МЧС России объявлен Годом гражданской обороны. Год гражданской обороны объявлен с целью дальнейшего развития формирования единых подходов к организации и ведению гражданской обороны на территории России, повышения ее роли в обществе, а также в связи с 85 годовщиной со дня образования гражданской обороны, которая будет широко отмечаться 4 октября.

В 1961 году на базе местной противовоздушной создается гражданская оборона. Это было связано с тем, что уже в середине 1950-х годов во всем мире стало ясно, что коренным образом изменился характер возможных будущих войн. Проблема защиты населения от оружия массового поражения приобрела особую важность.

В ноябре 1991 года был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РФ. Было принято решение о коренной перестройке гражданской обороны: на нее были возложены задачи защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

1992 год стал годом создания Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В 1995 году эта система после принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На территории Краснодарского края на всех уровнях (краевом, муниципальном, объектовом) создаются:

органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

органы повседневного управления единой системы — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы организаций;

силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.  Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края в 2004 году создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне», которое  успешно совершенствует структуру гражданской обороны, целенаправленно внедряет новый формат повышения готовности служб гражданской обороны

В декабре 2016 года Указом Президента Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

Согласно Основам целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с учетом современных геополитических, экономических и военно-стратегических условий. Принятый документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия по реализации государственной политики в области гражданской обороны.

Сегодня гражданская оборона является составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны и выполняет одну из важнейших функций государства.

 

Публикация отрывков из книги «Этапы становления и развития гражданской обороны (защиты) Краснодарского края (1926-2016 г.г.)»

Посвящено Году гражданской обороны!

В 2016 году под руководством Горюнова Б.Ю. с участием  работников, ветеранов  ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО» издана книга под названием «Этапы становления и развития гражданской обороны (защиты) Краснодарского края (1926-2016 г.г.)».

Идея издания книги о развитии системы гражданской обороны (защиты) Краснодарского края у руководства министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края возникла давно. Накопившийся за годы существования гражданской обороны Краснодарского края фактический материал вновь и вновь воскрешал в памяти события — чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ликвидация их последствий, способы ведения аварийно-восстановительных работ на территории Кубани. Авторы книги хотели обратить особое внимание читателей на исторические события, происходившие как в нашей стране, так и на территории Краснодарского края, и связанные с развитием системы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций; поделиться этой информацией с людьми, вспомнить ветеранов гражданской обороны, которые в свои лучшие годы рисковали своими жизнями и здоровьем, но всё равно приходили на помощь гражданам, попавшим в зону чрезвычайной ситуации.

Это первое издание, посвящённое 25-летию образования МЧС России и 84-й годовщине гражданской обороны. В книге использованы архивные материалы МЧС России, воспоминания ветеранов ГО Кубани, материалы из оперативных сводок штабов (управлений) ГО и ЧС, фотографии участников этих событий.

В книге отражены исторические события и факты, которые поделены на этапы:

Местная противовоздушная оборона Краснодарского края в предвоенный период (1926-1941 г.г.).

Местная противовоздушная оборона Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г.г.).
Местная противовоздушная оборона Краснодарского края в послевоенный период (1945-1961 г.г.).

Гражданская оборона Краснодарского края в советский период (1961 – 1991 г.г.).

Новейшая история в жизни ГО и РСЧС Краснодарского края.

 

Созванные по инициативе императора России Николая II 1-я (1899 год), а затем 2-я (1907 год) Гаагские конференции приняли международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права. Значение Гаагских конвенций, действующих и сейчас, состоит в том, что они впервые создали систему международно-правовых средств мирного разрешения межгосударственных споров, обобщив и кодифицировав разрозненную до этого практику применения отдельных средств мирного урегулирования. Эта система до настоящего времени в принципе не претерпела существенных изменений. Кроме того, Гаагские конвенции были первой попыткой ограничить право на войну и первым шагом на пути закрепления в международном праве принципа мирного разрешения международных споров.

Одновременно в документах Гаагских конвенций отмечается: «принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным».

Международным гуманитарным правом (Женевские конвенции защиты жертв войны 1949 года) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания (введено международное понятие «гражданская оборона»).

 

Из года в год в Российской Федерации и, в частности, на территории Краснодарского края происходит достаточно много масштабных чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) техногенного, экологического, природного характера: страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов — социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ, а затем и Министерства по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Краснодарский край по своему географическому положению, климатическим условиям, геоморфологическому и геолого-тектоническому строению подвержен частому воздействию опасных природных явлений и стихийных бедствий, большинство из которых носит быстроразвивающийся характер.

Зона риска чрезвычайных ситуаций, источником которых являются быстроразвивающиеся опасные природные явления, включает:

— вероятность возникновения землетрясений от 6-ти баллов и выше на всей территории края;

— в зоне паводковой опасности и подтоплений находится территория 25-ти муниципальных образований;

— смерчи возможны в летне-осенний период вдоль Черноморского побережья (пять муниципальных образований);

— опасность схода селевых потоков и оползней высока на территории 22-х муниципальных образований;

— на Азовском побережье при сильном ветре возможны сгонно-нагонные явления на территории пяти муниципальных образований.

С глобальными изменениями климата связаны такие особенности как: увеличение частоты возникновения опасных природных явлений, особенно опасных гидрометеорологических явлений, и, как следствие, — повышение риска паводков и наводнений; наметившаяся тенденция значительного, а иногда и многократного превышения значений параметров, характеризующих источники природных ЧС (количество выпавших осадков, уровни подъема воды в реках) над установленными критериями опасных явлений (ОЯ), что приводит к росту тяжести последствий и нанесенного ущерба; скоротечность и интенсивность развития  опасных природных явлений. В первую очередь это относится к землетрясениям, паводкам, смерчам, селям, нагонным явлениям.

Все это подтверждается статистическими данными о возникших в последние годы на территории края чрезвычайных ситуациях, хронологии их развития и тяжести последствий.

Наиболее сложными для Краснодарского края были чрезвычайные ситуации, связанные с подтоплением территорий шести районов края  в декабре 2001 — январе 2002 г.г.; 17-24.06.2002 г. в результате сильного дождевого паводка в бассейне р. Кубань и ее притоков и на соседних территориях уровень воды в реках Кубань, Лаба, Белая, Уруп поднялся выше критических отметок, подтоплено полностью или частично 62 населенных пункта с населением более 150 тыс. чел.; 8 августа 2002 года на территорию города  Новороссийска и его окрестностей четырежды, с интервалом около 3-х часов, выпало 362 мм осадков, что составляло полугодовую норму. В зоне ЧС находилось более 30000 человек. Всего подтоплено: 18 населенных пунктов, около 12000 домов, разрушено 447 жилых домов, повреждено 4968 жилых домов; 6-7 июля 2012 года в результате чрезвычайной ситуации — сильных дождей — произошло наводнение территорий с частичным или полным затоплением территорий в городах Геленджик, Новороссийск, Крымск, поселках Дивноморское, Нижнебаканская, Неберджаевская и Кабардинка Краснодарского края, подтоплено 7 тыс. 200 жилых домов (4870 домов в г. Крымск). В результате погиб 171 человек и др.

Если взять 2014 год, то общее количество чрезвычайных ситуаций (26) примерно соответствует среднему количеству ЧС за 5 лет (24). В то же время количество чрезвычайных ситуаций природного характера (11) в 2014 году по сравнению со среднегодовым значением (6) выросло почти в 2 раза.

Всего на территории края за 5 лет (2009-2014 г.г.) про-изошло 12 ЧС регионального и федерального масштабов. И больше половины из этого количества (7) — в 2014 году.

Всё более разнообразными становятся источники природных чрезвычайных ситуаций. В 2014 году край был подвержен и «ледяному дождю» (январь), и многочисленным снежным заносам и заторам на автодорогах (январь — февраль), ураганным ветрам в сочетании с сильными осадками (январь, март, июнь, август, сентябрь), опасным паводковым явлениям (май, июнь, июль), нагонной волне с затоплением территорий (сентябрь), сходу оползня на ж/д пути (февраль). Зона многих из произошедших природных ЧС охватывала территорию более половины муниципальных образований края.

На всех этапах становления и развития системы гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Краснодарском крае особая роль отводится работникам, специалистам штаба по делам ГО и ЧС (в дальнейшем управление, главное управление) Краснодарского края в этой области, которые потратили свои лучшие годы для её совершенствования. Об этом и другом хотим рассказать читателю.

Особого упоминания заслуживает практическая деятельность офицеров и работников Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, а в дальнейшем — министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, по оказанию помощи пострадавшим при ЧС.

 

Публикация отрывков из книги «Этапы становления и развития гражданской обороны (защиты) Краснодарского края (1926-2016 г.г.)»

на сайте учреждения

 

Посвящено Году гражданской обороны!

 

*   *   *

Из истории  МПВО …

 

Местная противовоздушная оборона

Краснодарского края

в предвоенный период (1926-1941 г.г.)

 

В конце 1926 года, в соответствии с постановлением Совета обороны СССР «Об организации службы воздушно-химической обороны на путях сообщения СССР», в Азово-Черноморском крае (территория нынешних Ростовской области, Краснодарского края и Республики Адыгея) были определены мероприятия по созданию сооружений для защиты населения, отрядов и команд ПВО и ПХО и обеспечению рабочих и служащих железно-дорожного транспорта мерам противовоздушной и противохимической защиты. В начале 1927 года началось строительство защитных сооружений в городах Краснодар и Новороссийск. С середины 1927 были проведены мероприятия по усилению защиты заводов, фабрик, складов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи в городах Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Армавир, Ейск при возможных ударах противника с воздуха. Общее руководство мероприятиями ПВО и ПХО было возложено на военный комиссариат края. Большой вклад в области военно-химической подготовки населения внесла самая массовая общественная оборонная организация «ОСОАВИАХИМ» – общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

С конца 20-х годов в крае сформировалась такая форма подготовки населения к действиям по ПВО и ПХО, как «недели обороны». В дальнейшем вошли в практику «декады обороны» и «месячники обороны», которые стали проводиться регулярно. С 1929 года в городах края стали проводиться общегородские учения (совместно с военными и общественными организациями) с целью массовой подготовки населения к ПВО и ПХО.

В начале 30-х годов большинство рабочих и служащих прошло обучение по мерам ПХО и ПВО. Некоторой части населения края выданы противогазы, в жилых кварталах и на промышленных предприятиях велось строительство бомбо — и газоубежищ, организована светомаскировка, налажены связь и оповещение. Таким образом, к началу 30-х годов в крае были заложены прочные основы организации МПВО, созданы первые ее формирования и налажена подготовка кадров.

С выходом 4 октября 1932 года «Положения о противовоздушной обороне территории СССР», в крае предусматривалось широкое развитие сил и средств МПВО в качестве региональной составной части всей системы ПВО страны, были определены мероприятия, проводимые краевыми органами и силами МПВО как в военное, так и в мирное время:

а) в военное время – оповещение населения в случае нападения с воздуха, подготовка к работе формирований, осуществление маскировки и светомаскировки, обеспечение населения коллективными и индивидуальными средствами защиты, охрана материальных ценностей, продуктов питания, водоисточников, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности населенных пунктов и промышленных объектов;

в случае возникновения разрушений и поражений – спасение людей, ликвидация аварий, обезвреживание не взорвавшихся авиабомб, ликвидация химических очагов поражения.

б) в мирное время – обучение населения и формирований МПВО, строительство убежищ и укрытий для населения и командных пунктов, накопление запасов специального имущества для оснащения формирований, организация регионального оповещения и связи и выполнение мероприятий, связанных с обеспечением устойчивой работы промышленных предприятий.

В течение 1933-1936 годов в городах края создавались участковые команды МПВО численностью до 400 человек каждая, а на предприятиях – объектовые команды. В каждом домохозяйстве были созданы группы самозащиты из расчета одна группа (15 человек) на 100-300 человек населения. Начальником участка МПВО являлся начальник отделения милиции. Во всех формированиях МПВО командные должности замещались преимущественно бывшими военными работниками. Таким образом, в крае была создана стройная система МПВО, призванная надежно защищать население и объекты народного хозяйства от ударов противника с воздуха.

 

Местная противовоздушная оборона

Краснодарского края в послевоенный период

(1945-1961 г.г.)

 

Фашисты нанесли краю, его городам и районам колоссальный урон. Многие населенные пункты были разрушены. Вследствие разорения колхозов и совхозов перестали существовать многие мелкие поселки, хутора, ряд сельсоветов. Важным мероприятием в послевоенные годы в развитии народного хозяйства стало укрупнение колхозов. Оно вызвало необходимость пересмотра границ отдельных сельских Советов и районов.

Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков нанесла большой экономический урон Краснодарскому краю. В городах и районах полностью или частично уничтожены практически все промышленные предприятия. Предстояло выполнить огромную работу, чтобы залечить раны войны, перевести народное хозяйство на мирные рельсы.

Активное участие в восстановительных работах принял личный состав МПВО края. Его усилия в первую очередь были направлены на очистку территории от мин и сна-рядов, неразорвавшихся авиабомб и других «сюрпризов», оставленных гитлеровцами. Другой острой проблемой было жилье. Выполняя решения партийных органов, штабами и личным составом МПВО возводились не только жилые дома, ремонтировались общественные и культурные учреждения, школы, больницы и детские сады. Были проложены километры трамвайных путей, водопроводных и канализационных линий.

Несмотря на существенные изменения в деятельности МПВО в послевоенные годы, работа по подготовке населения, предприятий и учреждений к защите от нападения с воздуха не прекращалась. Обучение граждан проводилось главным образом в кружках ПВХО по 20-часовой программе «Готов к ПВХО». Кружки организовывались комитетами первичных организаций ДОСААФ на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и домоуправлениях. Людей учили защищаться от фугасных и осколочных бомб, а также от отравляющих веществ, оказывать первую помощь раненым, тушить зажигательные бомбы. Знания и навыки, полученные в кружках МПВО, закреплялись на практических учениях и тренировках. Наиболее эффективной формой таких тренировок считались районные и городские соревнования по МПВО. Соревнования проводились один-два раза в год в выходные дни в парках, на стадионах, спортивных площадках.

Необходимость осуществления этих мероприятий была вызвана опасным курсом правящих кругов империалистических государств.

В 50-х годах, в связи с развитием производства ядерного оружия и накоплением химических отравляющих веществ, были приняты меры по дельнейшему укреплению МПВО. Так, объекты народного хозяйства в городах края были разбиты на категории, и для их установлены характер, объем и сроки проведения мероприятий МПВО. Существенные изменения перетерпела структура МПВО:

усилена роль партийных и советских органов в руководстве МПВО;

начальником МПВО в крае стал председатель исполкома Совета депутатов трудящихся;

созданы службы МПВО (оповещения и связи, охраны порядка и безопасности, противопожарная, транспортная, торговли и питания, аварийно-техническая, светомаскировки, убежищ, а в городах — светомаскировки и санитарной обработки людей, обеззараживания территорий и сооружений, ветеринарная и другие).

Рабочим аппаратом начальников служб стали их штабы. Краевые, городские и районные службы имели свои формирования: отряды, команды, бригады, комплектуемые из рабочих и служащих предприятий и учреждений, на базе которых создавались службы. Службы создавались и объектами народного хозяйства на базе отделов и цехов.

Обязательное обучение по МПВО возлагалось на Краснодарскую краевую организацию ДОСААФ и Союз общества Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1956 году была введена 12-часовая программа подготовки граждан по противоатомной защите. Для организованного проведения занятий на предприятиях и жилых домах создавались кружки. Занятия с населением вели общественные инструкторы, которые сами проходили подготовку в школах ПВО. В помощь общественным инструкторам были созданы учебно-методические пособия, а для населения — памятки. Впоследствии была введена 22-часовая программа. В эту программу включались вопросы защиты не только от атомного, но и от химического и бактериологического оружия. Полученные теоретические знания закреплялись на практике. В этих целях обучаемые сдавали нормы «Готов к ПВО» 1-й степени.

Положительную роль, как и в прошлом, играли учения МПВО. Практиковались такие их виды, как показные, тренировочные, контрольно-проверочные.

Эти мероприятия сыграли важную роль в укреплении МПВО края, и их можно считать началом перехода к новой системе — гражданской обороне (ГО).

Продолжение следует… .